Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Календарь
новомучеников
Документы, публикации

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), «Понятие мученичества в Священном Писании Нового Завета»

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев),

профессор СПбДА,

член Синодальной комиссии по канонизации святых,

клирик Санкт-Петербургской епархии

 

Понятие мученичества в Священном Писании Нового Завета

В христианстве мученичеством обозначается перенесение страдания за исповедание христианской веры, которое может исходить от врагов христианства при исполнении ими законно-административных функций, а может быть учинено отдельными лицами, даже номинальными христианами. Тем самым, с обычной человеческой точки зрения, мученичество – это постигшее человека несчастье, но христиане рассматривают его как активный подвиг наивысшего свойства. Термин «мученичество» изначально имел это широкое значение наказания вообще, но позднее, примерно с середины III века, был ограничен лишь страданием до смерти.

 

Новозаветное словоупотребление

В новозаветном греческом языке слово ma,rtuj означает «свидетель». Употребляются и родственные слова: глаголы marture,w, martu,romai (свидетельствовать), diamartu,romai (клятвенно утверждать, торжественно свидетельствовать) и существительные marturi,a и martu,rion (свидетельство). При этом связь со страданием или смертью в самих этих терминах в целом не предполагается, хотя в некоторых высказываниях Нового Завета эта связь очевидна:

«Вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними» (Мк 13,9); «И когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивавших его» (Деян 22,20); «Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых» (Откр 17,6); «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие» (Откр 20,4).

Однако, если не связывать себя теми местами Писания, где употребляются слова с корнем mart-, а смотреть на само понятие мученичества по существу, то представление о принятии на себя страдания за исповедание христианской веры ясно засвидетельствовано в Евангелиях и в книге Деяний Апостолов.

«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф 5,11-12); «Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. … Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. … И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. … Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; … И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф 10,17-39); «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» (Мф 24,9); «Иисус сказал им: … Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» (Мк 10,38-39); «Премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят» (Лк 11,49); «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. … Раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин 15,18-20); «Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин 16,2); «Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога» (Ин 21,18-19); «Они, призвав Апостолов, били их и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их. Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян 5,40-41); «Пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав, и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников. Когда же мы услышали это, то и мы и тамошние просили, чтобы он не ходил в Иерусалим. Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса» (Деян 21,10-13).

Иисус Христос Сам описывается как Свидетель, Который исповедал истину:

Христос Иисус, «Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание» (1 Тим 6,13); Иисус Христос, «Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных» (Откр 1,5).

При этом следует отметить, что в Новом Завете прямо не говорится, что свидетельство и исповедание Иисуса Христа привело Его к Страстям и Распятию. Однако, когда Его исповедают Его последователи, то это постоянно приводит к их страданиям. Так, сказано о первомученике Стефане:

«Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями» (Деян 7,55-58);

о Иакове и Петре:

«В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра» (Деян 12,1-3);

о Иоанне:

«Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (Откр 1,9).

Своим исповеданием последователи Иисуса Христа побеждают антихриста:

«Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» (Откр 12,11).

Первое послание апостола Петра указывает на зависимость между страданиями христиан ради Иисуса и Страстями Самого Иисуса. Вот тот текст, который представляет точку зрения на мученичество, которая станет нормативной для последующих поколений христиан:

«Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро» (1 Петр 4,12-19).

 

Евангелия

С апостольским служением неразрывно связано страдание ради Христа. Евангелия согласны в том, что Иисус постоянно говорил об этом. Он со всей определенностью предупреждает Своих посланцев о том, что посылает их безоружными и беззащитными, как овец среди волков (Мф 10,16; Лк 10,3). Для них будут открыты отнюдь не все двери. В нарушение всех законов гостеприимства им будут отказывать в жилье (Мк 6,11; Лк 9,5; Мф 10,14; Лк 10,10). Более того, их будут гнать (diw,kein Мф 5,11; 10,23а) из городов и деревень, быть может, не пустят даже на порог родного дома. На них будут клеветать (5,11), их будут поносить как прислужников диавола (Мф 10,24-25). Дело дойдет и до оскорбления действием. Именно к этой ситуации относятся, вероятно, слова об ударе по щеке (Мф 5,39; Лк 6,29). Во всех случаях, когда Иисус говорит о поношениях, проклятиях, позоре, речь идет о бесчинствах, которые ученики должны претерпеть из-за своего ученичества. Подвергаясь тяжелейшему оскорблению, пренебрежительному удару тыльной стороной ладони по правой щеке, апостолы не должны ни отвечать ударом на удар, ни обращаться в суд, они должны добровольно страдать ради свидетельства об Иисусе (Мф 5,39). В некоторых случаях может дойти даже до того, что свидетельство будет сопряжено с угрозой для жизни: mh. fobei/sqe avpo. tw/n avpoktenno,ntwn to. sw/ma [не бойтесь убивающих тело] (Мф 10,28). Что бы с ними ни случилось, они не должны дать себя запугать; им следует бежать в другое место и там продолжать свое дело (Мф 10,23).

Иисус объясняет смысл их грядущих страданий. Страдания являются частью апостольского служения, так как ненависть мира – это естественная реакция на свидетельство. Так было у пророков, так будет и с учениками. «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! Ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лк 6,26). Страдания – это прямо-таки отличительный признак посланничества. Поэтому страдающим дано великое обещание: o` misqo.j u`mw/n polu.j evn toi/j ouvranoi/j [награда ваша велика на небесах] (Мф 5,12). В скором времени, еще до того, как апостолы достигнут последних поселений Израиля (Мф 10,23), страдание сменится ликованием.

 

Послания Апостола Павла

Апостол Павел – единственный из новозаветных авторов, который во всей глубине представил нам свое понимание страданий, которые он добровольно принимает на себя ради благовестия об Иисусе Христе:

«Мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим 8,16-17); «Я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти… Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» (1 Кор 4,9-13); «Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям? Я каждый день умираю: … По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор 15,30-32); «По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2 Кор 1,5); «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей» (2 Кор 4,8-11); «Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Кор 11,23-27); «Я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати» (Флп 1,7); «Ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью» (Флп 1,20); «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа; … чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Флп 3,7-11).

Это те страдания, которые претерпеваются в неустанной борьбе между Богом и властями, сопротивляющимися спасительному промыслу Божию о мире:

«Живите достойно благовествования Христова, … и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сие от Бога, потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне» (Флп 1,27-30); «Вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев, которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся, которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца» (1 Фесс 2,14-16).

Мы замечаем, что апостол Павел в своих посланиях не употребляет слова «свидетель, свидетельство» в смысле мученичества. Он пишет о страданиях и, особенно часто, о «скорбях». На это слово надо обратить особое внимание в связи с тем, что в русском языке слово «скорбь» чаще всего означает то же, что «печаль, тревогу», изредка «бедственное положение», в то время как оригинальное qli/yij (буквально – гнет, давление, притеснение) у апостола практически всегда означает гонение, преследование за благовестие. Примеров бесчисленное множество: хвалиться скорбями (Рим 5,3), от Христа нас не могут отлучить скорби (Рим 8,35), быть стойким в скорбях (Рим 12,12), изобиловать радостью несмотря на скорби (2 Кор 7,4), принимать участие (то есть помогать) в скорбях (Флп 4,14), колебаться в скорбях (1 Фесс 3,3), скорби нам суждены (1 Фесс 3,3); восполнять недостаток скорбей Христовых (Кол 1,24) и так далее и так далее.

 

Книга Откровения св. Иоанна Богослова

Ни в какой другой книге Нового Завета тема мученичества не представлена так широко как в книге Откровения. Даже краткий обзор материала, касающегося этой темы, занял бы слишком много времени. Здесь будут представлены самые основные лейтмотивы, связанные с понятием свидетельства-мученичества.

В Апокалипсисе мы читаем о постоянной духовной брани между Церковью и ее языческим окружением, воплощенном в Римской империи. Христиане подвергаются гонениям. Но было бы серьезной ошибкой полагать, что Откровение противостоит Римской империи лишь из-за преследований христиан. Скорее Откровение предлагает радикальную пророческую критику системы Римской власти. Христиане должны противостоять Риму не просто из-за гонений. Напротив, они терпят преследования из-за того, что отделяют себя от зла Римской системы. В действительности, когда Иоанн писал Откровение, полномасштабные гонения, которые он провидит, еще не начались, но уже имели место мученичества:

«Умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (2,13); «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (6,9); «за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того» (16,6); «Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых» (17,6).

Но из семи «посланий» 2–3-й глав ясно, что гонения были спорадическими и локальными. Однако Иоанн видит, что природа Римской власти такова, что, если христиане – верные свидетели Бога, то они должны страдать от неизбежного конфликта между Римскими претензиями на божественность и их свидетельством об истинном Боге. Сила сопротивления Риму пришла из христианской веры в Единого, истинного Бога, Который превыше всякой мирской власти, и Который являет Римские претензии на божественность как опасный обман.

С пророческой перспективы Иоанна зло имперского языческого Рима прежде всего в абсолютизации его власти и благосостояния. То и другое Рим поддерживал и утверждал за счет его жертв. Согласно 18,24 («в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле») Рим должен быть осужден не только за кровь мучеников, но за убийство всех его невинных жертв.

Одна из важнейших символических тем Откровения – тема свидетельства. Сам Иисус Христос есть «Аминь, Свидетель верный и истинный» (3,14; ср. 1,5). Это обозначение прежде всего говорит о свидетельстве, которое Иисус принес Богу Своей жизнью на земле и Своей верностью даже до смерти. Термин ma,rtuj в Откровении еще не приобрел смысла «мученик». Он говорит не о смерти как таковой, а о свидетельстве словом об истине Божией (см. ассоциацию свидетельства со «Словом Божиим»: 1,2.9; 6,9; 20,4; ср. тж. 12,11), а также о жизненном послушании заповедям Божиим (ср. ассоциацию в 12,17: «И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа»). Но этот термин предполагает, что верное свидетельство вызывает сопротивление и ведет к смерти («И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их» 11,7; тж. 2,13; 12,17). Это видно и из последовательности титулов в 1,5: Иисус Христос «есть Свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных».

Дело свидетельства Иисуса продолжается Его последователями. Они – Его свидетели (17,6; 2,13) и несут «свидетельство Иисуса» (12,17; 19,10), которое то же самое, что и их свидетельство (6,9; 12,11). «Свидетельство Иисуса» означает не «свидетельство об Иисусе», но свидетельство Самого Иисуса (об истине и о Боге). Его ученики продолжают это свидетельство. Это свидетельство обнаруживает ложь идолослужения и зло тех, кто служит «зверю». Тема свидетельства связана с главной мыслью Откровения об истине и лжи. Мир подобен судебной палате, в которой расследуется: кто есть истинный Бог. В этом судебном контексте Иисус и Его последователи свидетельствуют об истине. В конце концов, суд решает в их пользу и наказывает тех, кто отказывается принять истину: зверя и его поклонников. Так, во время парусии Иисуса Христа свидетельство становится судом и осуждением. «Свидетель верный и истинный» (3,14) теперь назван верным и истинным Судией (19,11).

Сам же титул «Свидетель верный» (1,5) основан на Пс 88,38 («вовек будет тверд [Давид], как луна, и верный свидетель на небесах») и связан с давидовым мессианством. Иоанн использует этот образ вместе с пророчествами Исаии, в которых изображается судебный спор Яхве и языческих богов. В этом контексте народ Израиля – «Мои свидетели» (Ис 43,10.12; 44,8) и, соответственно, Церковь – свидетельница перед всеми языками (против идольских притязаний зверя), свидетельница о том, что Бог – единственный истинный Бог.

Итак, верные христиане продолжают свидетельство Иисуса. И их свидетельство побеждает боговраждебные силы. Они – победители: «Они победили его (сатану) кровью Агнца, и словом свидетельства своего и не возлюбили души своей даже до смерти» (12,11), то есть не держались за жизнь даже перед лицом смерти. Ссылка на «кровь Агнца» указывает не только на смерть Иисуса Христа, но и на смерть христианских мучеников, которые, следуя примеру Христа, свидетельствуют ценою собственной жизни. Но ценность этого свидетельства до смерти определяется тем, что оно – продолжение свидетельства Агнца. Так мученики побеждают сатану своим участием в победе Агнца над сатаною Его крестной смертью. Дело Христово продолжается Его последователями. Победа Христа может действовать через верных учеников христиан в мире.

Победа через свидетельство-мученичество – одна из сквозных тем Апокалипсиса. Когда описывается, объясняется и воспевается победа Христа (5, 5-9), читатели уже знают, что христиане тоже призваны к победе, как и Христос, ибо каждое из «посланий» семи церквам в главах 2–3 содержание обетование эсхатологической награды «побеждающему» (2,7.11.17. 26-8; 3,5.12.21), и последнее из них, стратегически расположенное в предвосхищение видения небесного престола и Агнца на нем в 5,5-6, гласит: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его» (3,21).

Всех этих «побеждающих» последователей Христа мы встречаем впервые в гл. 7, которая описывает их как армию Мессии Давида. Глава 7,4-14 использует характерный для Апокалипсиса прием, как и в 5,5-6: контраст того, что Иоанн слышит (7,4), и того, что он видит (7,9). Слышит он одно, а видит другое. Слышит ветхие пророчества, а видит их новое исполнение. Так 144.000 из 12-ти колен Израиля (7,4-8) контрастируют с бесчисленным множеством из всех народов (7,9), но оба образа описывают одну и ту же реальность. Они параллельны двум контрастирующим образам Христа в 5, 5-6: 144.000 израильтян – последователи Мессии Давида, Льва от колена Иуды; а «великое множество людей, которого никто не мог перечесть» – последователи закланного Агнца, искупленные «из всех племен и колен, и народов и языков» (5,9).

И есть еще один контраст между 144.000 израильтян и неисчислимым множеством из всех народов, обнаруживающий точную параллель к 5,5-6. Контраст в том, что 144.000 – армия. Это подразумевается тем фактом, что 7,4-8 – перепись колен Израиля. В Ветхом Завете перепись была всегда подсчетом военной силы народа, когда считались только мужчины призывного возраста. 12 равных контингента из 12-ти колен – армия Израиля, объединенная в последние дни согласно эсхатологическим надеждам под водительством Льва Иуды, чтобы победить язычников, притеснителей Израиля. Но множество, празднующее свою победу в небесах, стоящее в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» приписывает победу не Льву от Иуды, а Богу и Агнцу (7,9-10). «Они омыли одежды свои и убелили их кровью Агнца» (7,14). Это означает, что они – мученики, которые победили участием своей смерти в жертвенной смерти Агнца. Так, точно как 5,5-6 описывает Иисуса Христа как Мессию, Который победил, но сделал это жертвенной смертью, а не военной силой, так 7,4-14 описывает его последователей как народ Мессии, участвующих в Его победе, но так же, жертвенной смертью, а не военным насилием.

Но особенно примечательно мученичество как неотъемлемое свойство Церкви изображено в притче о двух свидетелях 11-й главы. В 10-й главе Иоанн съедает распечатанный свиток. Содержание свитка отвечает на вопрос: Как осуществится одно из прошений молитвы Отче наш? Как Царствие Божие, существующее на небе, придет на землю? 11-я глава предельно кратко излагает нам содержание раскрытой и усвоенной Иоанном книги. И это содержание свитка не в том, что верные христиане должны претерпеть мученичество, или что их мученичество будет их победой: это все было уже выяснено в предыдущих главах (6,9-11; 7,9-14). Вопрос не только в спасении верных христиан, но в спасении мира! И новое откровение состоит в том, что народы обратятся и будут спасены только благодаря верному свидетельству Церкви. Победа свидетелей-мучеников – не просто их спасение из гибнущего мира, как может показаться из гл.7, но спасение всех народов. Царствие Божие должно прийти не просто как спасение избранных из мятежного мира. Оно должно прийти через жертвенное свидетельство избранных, которое приведет к обращению мятежных народов мира. Народ Божий искуплен из всех народов (5,9) чтобы принести пророческое свидетельство всем народам (11,3-13). Вот об этом символически и повествует рассказ о 2-х свидетелях (11,3-13). Два представляют церковь в ее верном свидетельстве миру.

Как следует из всех предыдущих глав Апокалипсиса, одни лишь «казни» не приводят к покаянию и обращению. К покаянию приводит верное свидетельство пророчествующей Церкви. После «казней» от семи труб, «прочие» (oi` lupoi,) не покаялись (9,20), а после завершения свидетельства двух свидетелей, то есть Церкви, «прочие» (oi` lupoi,) убоялись Бога и воздали Ему славу (11,13). Универсальный, позитивный результат свидетельства подчеркивается символической арифметикой в 11,13. В судах Ветхого Завета спасается 1/10 часть людей (Ис 6,13; Ам 5,3) или семь тысяч народа (3 Цар 19,18). В характерном для Иоанна тонком использовании аллюзии, в Апокалипсисе эти ветхозаветные пророчества переворачиваются: только 1/10 осуждается, а «остаток» (oi` lupoi,), который спасен, составляет 9/10. Не верное меньшинство, но верные большинство спасены, так что они могут прийти к покаянию и вере. То есть только благодаря свидетельству свидетелей, суд остановится спасительным. Так Иоанн показывает новизну свидетельства 2-х свидетелей по сравнению с ветхозаветными пророками, которых он использовал как их предшественников. Это особенно видно в случае 7.000. Пророк Илия приводит к суду всех кроме верных 7.000, кто спасен (1 Цар 19,14-18). Два свидетеля приводят к покаянию и обращению всех кроме 7.000, кого настигает суд. Конечно, контраст дается в символичных терминах, так, что неуместно было бы приписывать всему этому буквальные значения.

Быть свидетелями, приводящими народы к вере в единого истинного Бога, – основная задача эсхатологического народа Божия. Действительно, мы знаем, как в первые века церкви мученичество влияло на людей и завоевывало их для веры в Бога. Мученики были действенными свидетелями истины Евангелия, потому что их вера в победу Христа над смертью была для людей убедительной очевидностью, очевидностью того как христиане встречали смерть и умирали ради своей веры.