Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Календарь
новомучеников
Документы, публикации

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, «Вступительное слово»

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий,

председатель Синодальной комиссии по канонизации святых

 

Вступительное слово

Досточтимые братья-архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в рамках XVIII Международных Образовательных Рождественских чтений проводится вторая конференция «Прославление и почитание святых». Я рад приветствовать ее участников и гостей, во множестве собравшихся в этом зале из многих епархий нашей Святой Церкви. 

Возрождение церковной жизни оживило присущие Русской Православной Церкви традиционные формы служения. В особенности следует отметить прославление в лике святых многих подвижников веры и благочестия, новомучеников и исповедников Российских. Вопрос об их почитании должен получить всестороннее компетентное богословское, церковно-каноническое и церковно-практическое освещение и толкование.

Современное поколение православных христиан призвано глубоко осмыслить жизнь наших святых предшественников, в особенности новомучеников и исповедников Российских. Большая просветительская польза встреч, подобных нашей, заключается в том, что позволяет слушателям получить квалифицированный ответ на вопросы, связанные с изучением подвига святых.

Русская Православная Церковь имеет давнюю традицию канонизации. Будучи прервана в период гонений, она была возрождена в связи с подготовкой празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. В апреле 1989 года впервые в истории нашей Церкви при Святейшем Патриархе и Священном Синоде была создана постоянно действующая Комиссия по канонизации святых, трудами которой за минувшее время были подготовлены и состоялись многие канонизации отечественных подвижников веры и благочестия.

Первые десять лет работы Комиссии (с 1990 по 1999 годы) были направлены не только на изучение вопросов канонизации конкретных подвижников, среди которых можно помянуть святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, святителя Филарета Московского, священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого, – имена которых в сознании церковного народа олицетворяют духовный подвиг нашей Церкви в XIX и ХХ веках. В основном же все свое внимание Комиссия сосредоточила на вопросе исследовании подвига новомучеников и исповедников Российских и практической подготовке их канонизации.

Совершенно особенным духовным явлением в жизни не только Русской Церкви, но и всего православного мира, стал подвиг веры мучеников и исповедников Российских ХХ века. После девяти веков своей истории наша Церковь прошла период мученичества по силе, продолжительности, массовости и жесткости гонений, не имеющий аналогов в прошлом. Причисление к лику святых в 1989 году святителя Патриарха Всероссийского Тихона, фактически открыло процесс канонизации российских страдальцев за веру в минувшем столетии. Поместный Собор 1990 года поручил Комиссии «иметь особое попечение о подготовке материалов к канонизации мучеников, пострадавших за веру в годы гонений». Свою работу в этой области Комиссия начала с осмысления многовекового опыта и практики церковного прославления мучеников. В марте 1991 года Святейший Патриарх и Священный Синод одобрили историческое исследование Комиссии по канонизации святых «Об отношении Церкви к подвигу мученичества» и предложение Комиссии о возобновлении поминовения исповедников и мучеников, пострадавших за веру Христову, установленного Поместным Собором Православной Российской Церкви 18 апреля 1918 года. Священный Синод поручил «епархиальным Преосвященным собирать сведения о житии, служении и мученических подвигах в пределах их епархий Преосвященных архипастырей, священнослужителей и мирян, мученически за Христа и в правой вере скончавшихся»i. Для этой цели Архиерейским Собором в 1992 году определено: «Образовать во всех епархиях Русской Православной Церкви комиссии по канонизации святых для сбора и изучения материалов к канонизации подвижников веры и благочестия, особенно мучеников и исповедников ХХ столетия, в пределах каждой епархии»ii.

Новым этапом в изучении подвига новомучеников явилась выработка и соборное принятие «Историко-канонических критериев в вопросе о канонизации новомучеников Русской Церкви в связи с церковными разделениями ХХ века». Эти критерии, одобренные Архиерейским Собором 1997 года, легли в основу работы Синодальной и епархиальных комиссий по канонизации святых.

Важной вехой в духовном развитии и возрождении нашей Церкви стало празднование 2000-летнего юбилея Рождества Христова. К этому времени стало очевидным, что поименно выявить всех тех, кто пострадал за веру и Церковь в ХХ веке, невозможно, ибо таковых бесчисленное множество. О сотнях из них стало известно, благодаря исследованиям, проведенным на местах в епархиях. В феврале 1999 года Священный Синод одобрил «инициативу Синодальной Комиссии по канонизации святых о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских ХХ века». Архиерейский Юбилейный Собор прославил для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру неявленных, но ведомых Богу. Такое прославление предполагает церковное почитание всего сонма за Христа пострадавших новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименованных и доселе неизвестных. Кроме того был прославлен ряд почитаемых в Русской Православной Церкви подвижников веры и благочестия и царская семья.

Деятельность епархиальных комиссий по выявлению новых имен новомучеников не прекращается. Регламентируя порядок дальнейшей работы в этом направлении, Архиерейский Юбилейный Собор постановил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых»iii.

В результате на сегодняшний день в Соборе новомучеников и исповедников Российских ХХ века поименно прославлено 1770 человек.

Критерии и методы, с которыми Русская Православная Церковь подходит при поименной канонизации новомучеников, известны. Синодальная Комиссия по канонизации святых получила доступ к государственным и ведомственным архивам. Мы познакомились с материалами следственных дел. Принцип работы нашей Комиссии – тщательное изучение всей жизни пострадавшего за веру от момента рождения до принятия мученической смерти. Оказалось, что целый ряд пострадавших по тем или иным каноническим и нравственным причинам не мог быть включен в Собор новомучеников и исповедников Российских.

Святые, прославленные в Русской Православной Церкви за последние двадцать лет, в особенности сонм новомучеников и исповедников Российских, исторически близки нам и своим подвигом убеждают людей в том, что подвижничество ради Христа не есть лишь достояние древности, но непременная принадлежность любой эпохи бытия Церкви.

Почитание новомучеников и исповедников Российских стало яркой чертой возрождающейся церковной жизни. Теперь практически каждый день в году наряду с древними мучениками совершается память того или иного новомученика. Издаются их жития, печатаются творения, в их память строятся храмы, их именем называют православные братства и гимназии. Память о новомучениках должна бережно храниться в тех местах, где протекала их жизнь, где совершен ими подвиг ради Христа. Новое поколение христиан, которое не застало гонений, должно воспитываться в почитании тех, кто ради веры и из любви ко Христу претерпел тяжелейшие скорби и лишения. В подражании такой самоотверженности надлежит воспитывать и будущих пастырей.

Ныне Святая Церковь направляет свои усилия к тому, чтобы помочь людям преодолеть последствия разрушения духовно-нравственных основ общества. Своими призывами хранить и проповедовать веру новомученики Российские, по примеру первоверховного апостола Павла, поучают нас не ослабевать в своих трудах на благо Церкви Христовой: Вы же, братия, не унывайте, делая добро (2 Фес: 3, 13). Именно Церкви наш народ обязан тем великим, что имеет. И только в живой связи со своей Церковью обретает он надежду на будущее. Хочу закончить свое вступительное слово мыслями священномученика Владимира Киевского (+ 1918): «Всё, что сделано в нашем народе самого лучшего, высокого и полезного, есть результат союза его духа с Церковью Христовою. Должны знать все мы, что никакая слава и величие нашего народа, никакая высота его духа и его мощи, никакая гордость его культуры не помогут ему, но умрут как пустоцветы и не принесут никакого плода, если он не будет питаться из того источника, который Христос Господь открыл нравственно разложившемуся и умершему миру... Как бы ни было по временам тяжело и скорбно для души нашей смотреть на развивающийся дух безцерковья, будем, братия, с надеждою поднимать взор свой к Тому, Который восседает на высоком престоле мира и мощною рукою управляет обоими – и миром, и Церковью, направляя их к тому, чтобы тот и другая служили друг другу. В такой надежде и уверенности, с радостью и бодро будем продолжать свою миссию в нашем народе, каждый на своем месте, так чтобы нам не на словах только, но и на деле показывать, что мы имеем Господом Того, Которому Бог все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем (Еф. 1, 22 – 23)».

 

i Определение Священного Синода от 25 марта 1991 года.

ii Определение Архиерейского Собора 1992 года, пункт 11.

iii Деяние о канонизации новомучеников и исповедников Российских ХХ века, пункт 14.